На главную
слоган
[На главную]     [Eng]
+7 727 229 31 04
info@trekkingclub.kz
menu

О Казахстане: этнография

   

Обычаи, традиции
 
казахские обычаиЮРТА
Вплоть до начала ХХ века традиционная жизнь казахов проходила в универсальном жилище кочевников - юрте. Слово "юрта" в значении жилища пришло в другие языки из русского, в казахском же языке оно имеет другой смысл - общность, семья, родные, люди. Само же сооружение зовется кии уй (войлочный дом) или кара уй (большой дом). Само кочевье было бы невозможно без жилища того или иного переносного типа. Отец истории Геродот еще в V в. до н.э, описывая поход скифов против персидских войск Дария, упоминает о войлочных жилищах на повозках. Это упоминание перекликается с описаниями "войлочных тюркских повозок", которые в 1252 - 1254 гг. оставил монах Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX, пересекший казахские степи на пути в Каракорум. Ширина такой повозки, несущей войлочный дом, была 9 м. Она требовала упряжки из 33 пар быков. Такие сооружения, хотя и предоставляли жилые удобства, были слишком громоздкими, неманевренными и вовсе не способствовали быстроте передвижения. Облегченный вариант такой повозки сохранился у ногайцев вплоть до начала XX века.
Подлинной революцией середины I тысячелетия н.э. стало изобретение разборной юрты. Юрта нового типа состояла из складных решеток кереге, купольных жердей уык и купольного круга шанырак, который служит дымовым отверстием и, одновременно, "окном в небо". 

казахские обычаи традиции

Вместе с дверным проемом есик и шестом бакан для поднятия шанырака, все эти части составляют деревянный остов юрты - суйек, канка - ее каркас. На изготовление юрты идет древесина ивы (тал), березы, черемухи и тополя. купить постельное белье киев

В Казахстане существует 2 типа юрт - казахский казак кии уй и торгоутский или калмыкский калмак кии уй. Последняя отличается коническим верхом, образуемым прямыми жердями купола, и по форме близка монгольской юрте. Тюркская, а позднее казахская юрты имеют сферический купол. Накрытая белым войлоком, богато орнаментированная, поставленная на изумрудной траве горного склона, юрта напоминает приземлившуюся отдохнуть птицу.
Юрту собирают две-три женщины в течении нескольких часов. Сначала устанавливается деревянная дверь, к раме которой с двух сторон одновременно прикрепляют решетчатые стены, называемые "канат" - крыло. От количества секций зависит размер юрты. Средняя юрта состоит из шести секций-канатов и может легко вместить до 20 человек. Юрты ханов состояли из 12-14 секций, и были рассчитаны на многолюдные собрания.
Второй этап - поднятие шанырака. Для этого используется бакан - шест с развилиной на одном конце. Поднятие шанырака - обязанность мужчины, главы семьи или старейшины рода.
Третий этап строительства - соединение стенных решеток и шанырака выгнутыми жердями, верхние заостренные концы которых упираются в пазы на шаныраке, а нижние связываются с крестовинами кереге.
Стены юрты обвешивались орнаментированными циновками из чия, которые защищали от ветра, а на дверной проем снаружи навешивали дополнительную войлочную дверь кииз есик. Для соединения деревянных и войлочных частей юрты используют декоративные тканые или ковровые ленты бау.
Юрта действительно выглядит как "войлочный дом".

БЕТАШАР
По казахской традиции женитьба - это длительный процесс, который начинается сватовством. Существует два вида сватовства. Жених засылает к родителям невесты сватов, либо выкрадывает суженную. В первом случае сваты - родственники жениха - везут богатые подарки родителям невесты и просят их согласия на брак. Это действие называют куда тусу. После согласия назначается калым за невесту (выкуп), а также день свадьбы. Иногда право выбора предоставляется невесте.
Красивый обычай беташар - это церемония, когда открывают лицо невесты, а связан он с тем, что в старину жених редко видел свою суженную до свадьбы. Нарядную невесту с покрывалом на лице представляют жениху и его родственникам. Ведущий празднества, обычно акын, представляет невесте всех приехавших на свадьбу гостей, каждому из которых она должна поклониться.
Во время свадьбы невеста обычно сидит за шымылдыком - нарядной занавеской, которая скрывает ее от посторонних взглядов. 

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА - 40-дневный цикл 
После рождения ребенка, на сороковой день, с утренним азаном, ему дают имя. Азан - призыв к чтению молитвы. Обычно имя дает старший из родственников или мулла. Прочитав вслух священные слова из Корана, он три раза произносит ребенку в ухо его имя. Счастливчиком испокон веков считался тот, кто рождался в Наурыз (праздник весеннего равноденствия). Самый главный момент этого торжества - омовение ребенка.
Женщины наливают в таз 40 ложек воды, бросают туда серебряные монеты и украшения и купают в этой воде ребенка. После купания стригут ему первые подросшие ногти и волосы, а серебро раздают всем присутствующим женщинам. В распашонку, которую надевали на ребенка до 40 дней, заворачивают сладости, завязывают, и, повесив сверток на шею собаки, отпускают ее прочь. Старинный обряд называется ит койлек (собачья рубашонка). Сладости достанутся детишкам, которые сумеют догнать собаку и отвязать желаемый сверток.
 
РАЗРЕЗАНЕИ ПУТ
Когда ребенок только-только начинает ходить, его подвергают еще одному древнему обряду - разрезанию пут (тусау кесу). Малышу на ноги завязывают путы: веревку обвивают вокруг ног в виде восьмерки. Путы перерезаются одним из почитаемых гостей, чья жизнь достойна подражания.
Обычай носит языческий характер. Люди, населявшие в древности территорию Казахстана, были последователями тенгрианства. Они поклонялись верховному божеству - Тенгри (небо). По древнему представлению мир делился на три части: подземный, земной и небесный миры. В течении своей жизни человек последовательно переживал все три стадии. Только что рожденный ребенок считался пришельцем подземного мира. Его связь с этим миром еще велика: земля постоянно зовет ребенка к себе. Этим люди объясняли высокую смертность младенцев. Но после того, как человек начинает самостоятельно ходить, связь с миром подземелья постепенно ослабевает. И в этом акте очень важна помощь человека из настоящего, наземного мира. Поэтому перерезать путы предоставлялось духовно и физически сильным людям. 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИГРЫ
 
Традиционные конноспортивные игры, такие как кокпар, кыз-куу и другие, всегда были очень популярны у казахов. А в наши дни их можно увидеть во время народных праздников и торжественных событий. Особенное место занимала байга - скачки на лошадях. Аламан-байга - скачки на 30 км, ток-байга - скачки на 20 км, жорга-жарыс - бег иноходца на 2 км. Традиционная казахская борьба - казахша-курес. казахские обычаи
 
Кыз-куу - догони девушку
Молодая девушка выезжает на своем скакуне со старта первой. Через некоторое время за ней в погоню бросаются все желающие джигиты (молодые мужчины). Самый удачливый наездник должен попытаться догнать девушку и поцеловать ее. Если ему не удастся сделать это до финиша, то девушка разворачивает коня и стегает плетью неудачника. Тот пытается увернуться от ее ударов.

Кокпар-тарту - козлодрание 
Захватывающая борьба на лошадях за тушу козла, не оставит равнодушным любого любителя азартных игр. Один из всадников скачет далеко впереди со шкурой двухгодичного козла (либо с обезглавленной тушей). За ним стартуют все желающие принять участие в состязаниях. Победитель должен обладать не только быстрым конем, чтобы догнать джигита со шкурой козла, но быть умелым и опытным наездником, чтобы во время потасовки за шкуру его не сбросили с коня. Победитель должен быть сильным, чтобы вырвать шкуру, и ловким, чтобы выскользнуть из рук преследователей и доскакать до финиша быстрей соперников.

обычаи казаховНАУРЫЗ
Начало календарного года у казахов - 21-22 марта. День этот называется персидским словом "Наурыз" - Новый день. К нему готовятся заранее, делают генеральную уборку, шьют новую одежду. В ночь накануне Наурыза жгут костры и прыгают через них, молодежь ходит с зажженными факелами, женщины собираются вместе и всю ночь варят Наурыз-коже - суп из семи ингредиентов (вода, соль, мясо, пшеница, просо, рис, молоко) и при этом, мешая суп в большом котле, поют песни и произносят пожелания. С рассветом приступают к первой трапезе - едят наурыз-коже, желают друг другу долголетия. Затем навещают родных, где их также ждут уставленные яствами столы-дастарханы. Праздник продолжается конными соревнованиями. На трапезах стрикам подают вареные бычьи Гловы, звучат песни, Кюи, состязаются в красноречии акыны.
Молодежь строит качели алтыбакан и допоздна играет в игры.
 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ
 
Когда говорят о традициях казахов, прежде всего вспоминают исключительное степное гостеприимство. Гость у казаха - персона особенная и всегда желанная. Национальная еда казахов концентрируется вокруг мяса и молочных продуктов, поэтому к блюдам казахской кухни относятся мясные и кисломолочные блюда. Это бешбармак, казы, карта, шужук, жал, жая, баурсаки, курт, коже, иримшик, айран.

Бешбармак
Варится 3-4 кг отборного жирного мяса (баранина, говядина, конина), чтобы вода покрывала мясо. Приготавливается крутое тесто из 250 г. Муки, яйца 1/8 столовой ложки соли и воды. Тесто раскатывается в лепешку толщиной в 1 мм., разрезается на 10х10см. квадратики. За 20 минут до готовности мяса добавляется 5-6 крупных картофелин. Готовое мясо вынимается из бульона и нарезается поперек волокон на небольшие куски. Вынимается картофель, для приправы сливается около 200 г. Бульона - жир с поверхности. Тесто осторожно складывается в бульон и варится. Сваренное тесто укладывается на блюдо. В центре мясо, пол краям картофель, нарезанный дольками. Сверху бешбармак заливается приправой из жирного бульона с черным перцем и нарезанными полукольцами двумя-тремя головками лука. Подается горячим.

Куырдак 
Говяжьи или бараньи сердце, почки, печень, легкие, филе рубят кубиками размером 1х1 см. Мясо различных внутренностей не смешивают, а кладут в разную посуду. Нарезают лук и 5-6 клубней картофеля кубиками 1х1 см. В казане растапливают 50-80 г. Масла, кладут легкие и обжаривают около 5-7 минут. Затем добавляют почки, сердце и мясо, а через 20 минут лук, картофель и печень и жарят, постоянно помешивая, чтобы все кусочки приготовились одинаково. Сольи перец по вкусу. Тут же подавать на стол.

Баурсаки
Замешивается дрожжевое тесто из 200 г.муки, 1/8 столовой ложки соли, 1 ст. ложки дрожжей и воды. Дается время тесту подняться, как для выпечки хлеба. Чтобы баурсаки получились круглыми, отрезанный ломтик раскатывается на доске в длинную колбаску диаметром 2 см, и нарезается кусочками по 2 см. Баурсаки полджариваются до золотистого цвета. Для прямоугольных баурсаков порция теста раскатывается в пласт толщиной 2 см и нарезается на прямоугольники 3х2 см или ромбы 3х3 см.

Манты
Готовят из пресного , иногда из кислого теста. Тесто раскатывается на лепешки, на середину укладывается фарш, защипываются, мантам придают круглую форму. Затем раскладывают в специальной мантоварке и варят на пару 30-40 минут. Фарш обычно готовят из мяса баранины или говядины с репчатым луком и тыквой. 
 
Большое разнообразие можно найти и в молочной пище казахов. В первую очередь следует назвать легендарный кумыс, который кочевники боготворили еще со скифских времен. Это ферментированное кобылье молоко - пенистый, терпкий, слегка кисловатый напиток. Чем дольше выдерживают кумыс, тем больший процент алкоголя он содержит. В целом казахи употребляют четыре вида молока - овечье, коровье, верблюжье и кобылье - как по отдельности, так и в смесях, однако в исходной форме молоко употребляют в основном в чае. Количество же молочных продуктов в рационе казахов поистине бесконечно. Это каймак - снятые или вареные сливки, айран и Катык - сквашенные, как кефир или йогурт, сузбе и иримшик - разновидности творога. Последние, будучи посолены, тщательно отцежены, отформованы и высушены под солнцем, называются курт. Курт может храниться годами. Растолченный и разведенный бульоном или горячей водой, курт может служить самостоятельным блюдом.
Поиск по сайту



Мы в социальных сетях
Вконтактеvk.com
Мой мирmy.mail.ru
info@trekkingclub.kz +7 727 229 31 04